Этический кодекс
Введение

1. Этический кодекс Ассоциации понимающей психотерапии (далее - АППТ) составлен на основе кодекса национальной психологической ассоциации - Российского психологического общества (РПО), кодекса Российского общества человеко-центрированного подхода (OЧЦП), с использованием этических кодексов Американской психологической ассоциации (APA) и Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP).

2. Этический кодекс АППТ полностью отвечает стандартам Европейской Сети Ассоциаций Человеко-Центрированной и Экспириентальной Психотерапии и Консультирования (NEAPCEPC).

3. Этический кодекс АППТ определяет этические нормы поведения всех членов АППТ безотносительно уровня их квалификации, членства или позиции, занимаемой в Ассоциации.

4. Консультативным и регулирующим органом Ассоциации понимающей психотерапии по вопросам профессиональной этики является Этический комитет АППТ.

5. Вступая в Ассоциацию понимающей психотерапии, каждый член ассоциации берет на себя обязательство придерживаться норм настоящего Этического кодекса, а также правил и процедур, которые связаны с их выполнением.

6. В деятельности Ассоциации понимающей психотерапии принимают участие психологи, консультанты, психотерапевты, супервизоры, тьюторы и преподаватели психотерапии. В настоящем Этическом кодексе для обозначения данной группы лиц используется обобщенный термин «Психолог».

7. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, семье, группе лиц или организации, которые согласились быть клиентом в процессе терапии, консультирования, тренинга или объектом психологических исследований, экспертизы или другой профессиональной психологической практики в личных, научных или социальных интересах.

8. Этический кодекс применяется в отношении профессиональной деятельности Психолога и всех непосредственно связанных с ней действий и отношений. Это может быть консультирование, психотерапия, исследовательская, психодиагностическая и педагогическая работа, контроль стажеров, разработка методик исследования или психологических интервенций, супервизия, образовательное консультирование, экспертиза, тьюторская практика, тренинг, а также другие виды профессиональной психологической деятельности и с связанного с ней социального взаимодействия, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.

9. Психолог должен осознавать этическую ответственность за последствия своих профессиональных действий для Клиентов, профессионального сообщества и общества в целом.

10. Этический кодекс служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества "Ассоциация понимающей психотерапии"; для регуляции отношений Психолога с обществом и Клиентами; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

11. Данный Этический кодекс предназначен для того, чтобы обеспечить как общие принципы, так и правила принятия решений, охватывающие большинство ситуаций, с которыми сталкиваются Психолог в своей практике.


Ценности

Этика работы Психолога основывается, с одной стороны, на общечеловеческих нравственных ценностях, с другой, - на фундаментальных ценностях Понимающей психотерапии, которые соответствуют общим ценностям личностно-центрированного и экспириентального подхода:

1. Ценность личности и уважения свободы личности.

2. Признание, что личность не определяется полностью физиологическими, психологическими или социальными детерминантами.

3. Уважение к уникальности жизненного пути личности.

4. Уважение к индивидуальным, национальным, культурным, религиозным особенностям личности.

Этические принципы

Этические принципы выражают условия, требования и ограничения, при которых профессиональная деятельность Психолога может реализовать базовые гуманистические ценности, способствовать благу Клиента и минимизировать риски нанесения ему вреда.

1. ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности A. Психолог уважает свободу, основные права, достоинство и ценность каждого человека. Он уважает право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность, самоопределение и автономию, не забывая при этом, что юридические и другие обязательства могут вести к противоречиям и к конфликту с осуществлением этих прав.

B. Психолог не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Психолог осознает культурные, индивидуальные и ролевые различия людей, включая различия, обусловленные возрастом, полом, расой и т.д. Психолог пытается устранить влияние на свою работу предубеждений, основанных на таких факторах.

C. Психолог стремится избежать действий, которые могут привести к дискриминации Клиента.

D. Психолог стремится к тому, чтобы его профессиональная деятельность не нанесла вреда здоровью, душевному благополучию, значимым социальным отношениям и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

1.2. Конфиденциальность A. Персональные данные и конфиденциальная информация, полученные Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит разглашению вне согласованных условий. Согласие на раскрытие информации в большинстве случаев должно быть получено в письменной форме. Раскрытие данной информации может производиться только с согласия человека и/или его законного представителя, за исключением особых случаев, в которых нераскрытие информации несет угрозу для жизни Клиента или других людей. Психолог обязан уведомить клиентов о законодательных рамках конфиденциальности и правилах раскрытия информации (если таковые имеются).

B. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

C. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

D. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц, если иное не оговорено законом или объективными требованиями ситуации (например, при работе с детьми, инвалидами, заключенными и пр.).

E. Неконтролируемое хранение данных, полученных при профессиональной деятельности Психолога, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Психолог обязан обеспечить такое хранение данных, полученных при своей профессиональной деятельности, которое минимизирует риск их неконтролируемого распространения.

F. Порядок обращения с полученными в профессиональной деятельности данными и порядок их хранения должны быть строго регламентированы.

G. Психолог имеет право публично использовать информацию, полученную в ходе работы с Клиентом с научными, образовательными или иными профессиональными целями, при условии, что способ представления информации минимизирует риск идентификации личности клиента.

H. Публичное представление Психологом конкретного случая работы с Клиентом должно проводиться с уважительным отношением к личности Клиента.

1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента A. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

B. Видео- или аудиозаписи консультации Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры и другие формы дистанционной коммуникации. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации, телефонными переговорами и другими формами дистанционной коммуникации Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента или по законному требованию представителей власти.

C. Участие в психологических исследованиях и других формах психологической работы должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях этой работы и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

D. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования или практических мероприятий, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия и безопасности Клиентов. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания мероприятий.

1.4. Самоопределение Клиента A. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в отношения с Психологом и прекращать их.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

Психолог должен стремиться достигать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать те методы, которым обучался и имеет достаточные навыки их применения и достаточные знания механизмов их действия.

Принцип компетентности включает:

2.1. Профессиональное развитие A. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.

B. Психолог должен постоянно поддерживать на адекватном уровне и регулярно обновлять свои знания о состоянии науки и практики в той области, в которой он работает. Психолог обязан точно и аккуратно предоставлять информацию об уровне своей компетентности, равно как и об уровне образования, дополнительной подготовки и профессиональном опыте. Он может предъявлять в качестве подтверждения уровня своего обучения и квалификации только те документы (дипломы, сертификаты и пр.), которые получены от обладающих достойной репутацией институций.

C. Психолог, начинающий свою деятельность в новой сфере, обязан удостоверится, что он выполнил все требования по обучению и квалификации, связанной с данной областью деятельности до начала непосредственной работы с Клиентами.

2.2. Знание профессиональной этики A. Психолог должен обладать достаточными знаниями в области профессиональной этики, обязан знать положения настоящего Этического кодекса и следовать им в своей профессиональной деятельности.

B. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня студентов (стажеров), которых он обучает, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. Если студенты выступают в качестве исполнителей в проведении профессиональных психологических процедур, обучающий Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

C. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость, корректность и конструктивность.

2.3. Ограничения профессиональной компетентности A. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте и существующих профессиональных стандартов. В тех областях, где не существует общепризнанных стандартов, Психолог обязан предпринимать все возможные меры предосторожности для защиты благополучия Клиента.

B. Психолог должен осознавать ограничения своей профессиональной компетентности и в случае существенных затруднений в работе с Клиентом обращаться за супервизорской и другой помощью к более опытным коллегам и профессиональному сообществу.

C. Психолог должен признавать, что его личные психологические проблемы могут оказывать серьезно негативное влияние на ее качество, и обязан предпринимать все возможные меры, направленные на минимизацию такого влияния (личная терапия, супервизия и пр.).

2.4. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях A. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен предложить Клиенту другие возможности для продолжения психологической работы.

B. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности и возможности существенно ограничены в силу неблагоприятных обстоятельств.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Психолог должен помнить о своих профессиональных обязательствах перед своими Клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

3.1. Основная ответственность A. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, с ограничениями своих возможностей по возрасту, состоянию здоровья, социальному положению и пр., а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

B. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не могут помочь Клиенту или представляют для Клиента риск, он должен прекратить вмешательство.

3.2. Ненанесение вреда A. Психолог применяет только такие профессиональные методы, которые не являются опасными для Клиента.

3.3. Решение этических дилемм A. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести персональную ответственность за их решение.

B. В случае если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться к более опытному коллеге или в Этический комитет АППТ за консультацией.

4. ПРИНЦИП ЧЕСТНОСТИ

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности Психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психолог должен стремиться ясно представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей A. Психолог должен осознавать ограниченность своих возможностей, возможностей используемых им методов и подхода, а также возможностей своей профессии в целом. Это условие установления конструктивного диалога и взаимодействия между профессионалами различных специальностей.

4.2. Честность B. Психолог и Клиент до начала непосредственной работы оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия взаимодействия.

C. Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

D. При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:

– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности;

– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог, имеющий достаточную подготовку в данной области деятельности;

– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

E. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах и реклама своих услуг не должна содержать ложных или искаженных сведений и не должна противоречить принципам и ценностям настоящего Этического кодекса.

4.3. Избегание конфликта интересов A. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений, создающих конфликт интересов. Психолог не имеет право использовать профессиональные отношения с Клиентом в личных целях.

B. Психологу запрещено использовать профессиональные отношения с Клиентами, супервизируемыми, студентами, подчиненными или испытуемыми с сексуальными целями.

C. Психолог не должен использовать профессиональные отношения с клиентом в политических, религиозных или идеологических интересах.

4.4. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом A. Психолог должен уважать своих коллег и смежных специалистов и стремиться к конструктивному профессиональному взаимодействию.

B. В случае принципиального несогласия с профессиональной деятельностью коллег, он должен стремиться к открытой, честной, обоснованной и конструктивной критике в интересах Клиентов, общества и профессионального сообщества.

C. Если Психологу стало достоверно известно, что в сфере его прямой профессиональной ответственности другим Психологом, смежным специалистом или иным сотрудником допущено этическое нарушение, он должен приложить усилия к неформальному разрешению данной проблемы в личной конфиденциальной беседе. Если нарушение минимально или произошло по недостатку знаний, понимания или опыта, такое неформальное разрешение ситуации чаще всего является приемлемым. Данный способ разрешения конфликтов должен применяться с пониманием прав вовлеченных сторон, с заботой о конфиденциальности. Если неформальное разрешение данной проблемы не представляется возможным, Психолог должен обратиться в Этический комитет АППТ за помощью.

D. Публикация результатов психологических исследований и практических мероприятий способствует развитию профессионального сообщества. Поэтому Психолог должен стремиться делать значимые научные, методические и практические результаты своей деятельности достоянием профессионального сообщества. При этом публикация данных об участниках исследований должна соответствовать принципу конфиденциальности.

Нарушения этического кодекса психолога

1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы Клиента или другого Психолога.

2. Жалоба на нарушение Психологом Этического кодекса может быть подана в Этический комитет Ассоциации понимающей психотерапии в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Ассоциация понимающей психотерапии.

3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Ассоциации понимающей психотерапии, временную приостановку членства в Ассоциации понимающей психотерапии или исключение из Ассоциации с информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов Ассоциации.

4. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации, коллективным членом которых является АППТ.



Контакты:
+7 (917) 568 31 33
vladabelyavskaya@gmail.com